Возвращаясь к теме. Что-то я залип. Каждый день прослушиваю его полную программу. А то и не по разу. Не, я себя в руках держу, за годы моего меломанства выработал устойчивое правило: если что понравилось - слушать не больше раза в сутки. Так не затирается и дольше длится радостная новизна впечатлений.
Ну вот тут чуть нарушаю.
А что делать? За последние лет 5 (а может, 10) музыкальных открытий было наперечёт. Что там, Hiatus, и не так, чтоб проняло, но качественно-приятно, Мартин aka Wintergatan, благодаря наивно-чудесным мелодиям и правильному использованию ритм-бас-секции, Дебюсси побольше расслушал, помимо Лунного света, хотя остальное настолько и не проняло.. И всё. Бьорк стагнирует который альбом, Хэды после Радуг ничего такого полного не выдали, приходится упиваться отдельными треками из новых альбомов и томовых сайд-проектов, да и то это ж не открытия.
И вот тут торкнул парень из Норвегии.
Мне ж чего в музыке надо (помимо там новаторства, авангардизма, свежих аранжировочных решений, дотошной работы с саундом, этого вот всего), мне нужна искренность, соответствие личности (исполнения) материалу, синергичность их. Проживание по Константину нашему Сергеевичу, цельность формы и содержания. (Вот и Йорк, гадюка, всё никак не отпускает, больно он честный и нефальшивый в любом своём выражении.) Потому сложно воспринимаю классическую оперу. Уважаю, но заслушивать не тянет. Больно там форма, голос как инструмент довлеет над содержанием, над текстом. Обычно ж без либретто и не разберёшься, чё действительно происходит, вообще, что они произносят. И разумеется, не выглядит это органично, живых актерских эмоций (и их уместности) искать с пинцетом надо. Это как где-нибудь у Моцарта Царица ночи на трудновыпеваемом немецком выделывает свои барочные трели и рулады (маэстре ж просто по кайфу было эти завитушечки выписывать), а по роли ей пугать надо, это ж самая драматичная часть истории. Получилось, из того, что пересмотрел, только у Дианы Дамрау. И то сильно сопротивляясь материалу автора. (Кстати, надо будет отдельную тему развернуть, что ли, про специфику восприятия искусства в разные эпохи, про движение из условностей в нынешнюю органичность, достоверность.)
О чём мы. Да, говорю, потому сложно идёт опера, мимо идёт эстрада ('pop' в английском понимании), потому близок рок (нерв он всегда честный, если это действительно нерв), потому близка бардовская песня, где человек с какими есть данными + гитара + проживаемый текст. (Ну, конечно, желательно и музыкальную часть не совсем на задворки, а полноценным участником действа.) И для магии этого вполне достаточно. Остальное - за талантом. Сумеет ли человек создать здесь кратковременную аномалию и погрузить нас в свое настроение, в свой внутренний мир.
И вот листая всех этих голосявых ребят со всего мира, действительно одарённых, с мощными вокальными инструментами, но постоянно изображающих что-то большее, что-то не своё, зависаешь на тихом парне с гитарой. С грустной песней, перепетой из бодренького диско (мой нелюбимый музыкальный жанр, пожалуй). И песня про уламывание девушки на спонтанный секс превращается в лиричное и даже драматичное осмысление человеком собственного одиночества и одиночества человека вообще (перекликается с БГ, который, перепевая, может любую любовную лирику превратить в разговор с Богом). И всё работает. Интонации, тонкий, но профессионально управляемый вокал, режиссура песни, минималистичная на уровне необходимого и достаточного, при этом уместно-виртуозная гитара (а это гораздо сложней, чем месить непрерывное фламенко а-ля Дидюля). И много тишины. (Блин, как я соскучился по тишине в музыке, как её сейчас боятся.. Примерно так же, как пауз в фильмах и спектаклях.) И лирический персонаж, цельный и выдержанный во всех остальных песнях на конкурсе. Ни одного пролёта, ни одной фальши в образе. Даже когда дурачится под Прынца. Потому что искренная часть самого исполнителя, не маска. Потому что конгруэнтность, простите мой французский.
Не знаю, может, это ещё мне индивидуально так попадает этот ранимый и чувствительный образ. Пресловутый Том примерно туда же бьёт. Красота печали хорошего человека.
В общем, вот наткнулся. А когда я нахожу жемчужину, мне садняще хочется со всеми поделиться. Извините.