Итак, продолжим.
В прошлой серии мы остановились на достоверном мире Пацанов. Да, в общем, суперы у нас просто кинозвезды, неуязвимые при этом и реально моргающие лазерами. С соответствующим сопутствующим ущербом. В плане гражданских.
В общем, это сюжет, чё рассказывать, лучше о том, что проняло меня.
У меня это как-то легло на линию "срыва покровов" со всей этой медиа-шелухи: рейтингов кандидатов, кансел-культуры (ай-ай, кто ж знал, что Вайнштейн себе позволяет!!), пресвятой демократии, пекущейся о гражданах других государств, допинг-скандалов (тут кричу, тут молчу), громких "отравлений", ну и т.д. Сейчас так вообще нарядно, но это пораньше было.
Вот сериал по всему этому проходится. С одной стороны, нацизм как основа и стремление западной демократии (одна нация по-над всеми; мы лучше знаем, какой строй и правители вам нужны; тут люди, тут не-люди), выраженный в реальных уберменшах, полученных, кстати, искусственно, как оружие. С другой стороны, "фабрика иллюзий" и власть корпораций, покрывающих что угодно и пытающихся присосаться к госбюджету. И грызня крыс на тесной лестнице к кормушке мировой славы и денег. И вседозволенность верхней прослойки.
Вот этот концепт позволяет повскрывать уйму гнойников и повытаскивать нутрянки. Явно с большим кайфом киношники перетряхивают свою кухню. И заодно соседнюю внутриполитическую кладовую. Просто сердце радуется, как всё это наружу вылазит.
Центральная фигура тут, конечно, наш расово-верный (хоть его раса пока в единственном числе, ну, значит, верный себе) Убер-мэн. Он же Патриот, он же Твердыня, он же Отечественник, он же На-дом-приземлятель - Хоумлендер. Та самая идея супергероя, доведенная до логичного итога. Великолепно сыгран доселе неизвестным (мне) Энтони Старром. Вот не придраться, прям зауважал. Высокомерный, могущественный, посему страшный, но не шибко умный и (сценарно грамотно) психологически травмированный отсутствием детства. Ну прелесть. Замес чувства превосходства и внутренней неполноценности, помноженный на могущество и безнаказанность.
Остальные суперы под стать. Развращенные, избалованные, но трясущиеся за место в команде и терпящие издевательства от старших собратьев. Сексуальные, в первую очередь. А чего ещё хотеть-то..
Актёрски тоже все хороши. Тут вообще все на месте, на своих амплуа, отлично сценарно прописаны и режиссёрски выдержаны. Не придерёшься.
Карл Урбан даёт свой отдельный бенефис, не видел, чтобы он ещё где так оттягивался.
И всё это в правильном темпе, правильном стиле, с правильным психологизмом, хорошими подтекстами и символизмом, отличным сценарием.
Но - только первый сезон...
Дальше всё не то чтоб покатилось, но пошло не туда... Проблема в самом мире, наверно. В первом сезоне мы имеем нарастающий ком. Вскрывающиеся тайны, подковерные игры, раскрываемые пороки общества: изнанка шоу-мира, проповедники, отвисающие в гей-барах, убийства-"сопутствующий ущерб", покупка замалчивания, грызня за рейтинг, подвиги для съёмки, роняние самолетов и крокодильи слезы, создание террористов, чтобы пропихнуть в Пентагон оружие против них... И на этом фоне наивные мечты юного героя делать реальное добро, трогательная любовная история в окружении всеобщего цинизма и лицемерия и бесперспективная попытка простых людей сделать что-то против мегакорпорации и неуязвимых уберов. Закончили на пике.
Что дальше? Дальше либо взрыв, либо сползание. Что должно было быть по логике мира? Хоумлендер, узнав персоналии противоборцев, должен был быстренько их всех размазать. Еще до всяких компроматов. Просто в силу характера. Но это конец сериала. Потому начинается размазывание материала..
Главные грехи, по мне:
Низвержение Хоумлендера. В первом сезоне он был действительно страшен. Потому что бесчеловечен, могуществен и неуязвим. Сдерживался он только психологическими слабостями и неглубоким умом. Но, при массе носорога - это ваши проблемы. А холодок действительно бежал, когда он, переставая улыбаться, угрожал кому-то.
Во втором сезоне его сделали смешным. Нелепым, ведомым, наивным. В первом на него имела управу только начальница - пользуясь его конкретной слабостью и своим попаданием в эту узкую потребность. Теперь им вертят все подряд, и нам показывают его комедийность. В общем-то, в характер персонажа всё ещё вписывается, но мы теряем антигероя, теряем то самое реальное зло, которое вселяло страх в нас, зрителей. Теряем важный элемент мира. Это как (отдалённо) Чёрный Рыцарь Вейдер и Эникей -Не Люблю Песок- Сковородкер. Мифическая фигура рушится.
По сути, герой давно должен был сорваться и, как заманивали в трейлере, испепелить-таки неугодную толпу злопыхателей. И на этом сериал бы тоже закончился.
Второй грех - оживление жены Мясника и - как следствие - лишение центрального персонажа мотивации. В первом сезоне жуткий характер и маниакальность Бутчера мы (зрительски) прощали через его ненависть, а ненависть была обусловлена местью. Оживив жену нас лишают мести, героя лишают мотивации, заставляют весь сезон слоняться и пытаться обосновать, зачем же ему теперь мочить суперов. Чтобы в финале, не найдя сценарных ключей, жену опять убить... Нда. Да ещё пытаются приплести дедушку Фрейда и травмы детства, чтобы героя объяснить. Не надо его объяснять, он и так был отвратительно прекрасен в своей психопатичной ненависти. В третьем сезоне полезут ещё глубже и ещё зряшней. Всё, персонаж поломан, несите другого, а других нет.
Третий грех - вскрытие правды о сыворотке. Ну не такой должна была быть общественная реакция на крушение мифа о богоизбранности героев. Или о слепой судьбе - "у всех есть шанс подняться(зачеркнуто) родиться героем". Эхо бы гуляло долго, и рейтинги, да и всеобщая любовь, сильно бы обвалились. Культурный фон бы поменялся. Оппозиция бы громко зазвучала. Собственно, и сами герои офигевают от слабости реакции. Не знаю, может, это намёк создателей на максимальную зазомбированность фан-базы, что вскрывай им какие хошь факты - они всё равно продолжают сидеть в сформированном мифе. Но как-то в такой ход событий мне не верится.
(Хотя, глядя на текущую реальность, может, стоит и признать правоту авторов...)
Что осталось. Антигеройка слабая. И страха не вызывает, и эта тема с исторической нацисткой слаба. Ах - она самому Гитлеру служила и ещё целенаправленно мочила негров! Ну и чё. У вас и так идейный нацист во главе команды, а та же идея исключительности прописана в идеологии всей страны. Это уже современная мифология работает, что нацизм в руках дьявольского Гитлера - плохо, а в ином изложении в современной трактовке - в общем-то и хорошо.
Ну это уже снималось в период БЛМ, чувствуется влияние. Причем с этими живыми темами-то сериал крайне осторожен. Пороки вскрывай, но смотри, куда лезешь, а то и по тебе спокойно каток проедет..
Линия с воспитанными террористами (в актуальную еще эпоху ИГИЛа и Аль-Каиды!) сведена в пшик. Ни к чему не приводит, ни на что не влияет.
Ветка ЦРУшницы сведена в пшик. В общем, работает как нарушение ожиданий, но сценарно долго готовится - и проваливается.
Ветка секты-лечебницы и исправления Глубины - сведена в пшик. Вместе с головой директора. Вообще тут много этаких 'пшиков', сцена в суде даже забористая, но сценарно это слабо. Можно было и так кучей политических способов и не так грязно поставить нужного человека на нужное место в правительство.
Новый начальник хорош. Эспозито же. Но вторичен и, ввиду отсутствия узкоспециализированной абилки, вынужден сдерживать Хоумлендера чисто рейтингами. Как актёр - вывозит, как персонаж - слабоватая управа на Посланника Бога на Земле..
Что ещё. Ветка Фонарщика неплоха. Хоть пшик, но персонаж интересно мечется. И веселая перекличка с ролью в Х-менах.
Ну и лучшее, пожалуй, в сезоне - первый эпизод - Похороны Невидимого Героя. Я ржал. Сцена хороша как аллегория, вообще вне контекста. Пафосные речи, песни, выдуманные цитаты и - пустой гроб. И типовые фотки - герой в детстве, герой в команде, герой с солдатами, герой с сенаторами, герой в кипе (обязательно!). Подставляй кого хочешь или оставь как шаблон - вот классические Похороны Героя Америки. ) И никто не знает, лежит там кто-то вообще или нет (по идее, нет, вряд ли те куски складировать вместе будут).
И это ж при том, что режиссура все равно хороша, персонажи в целом достоверные, прописаны хорошо, им веришь, темы (с нужными избеганиями) поднимаются всё равно острые, сатира работает. Но слишком взрывной, видимо, был первый сезон, слишком большие задрал планки, слишком узкие событиям задал коридоры. А шоу маст гоу он, сериал должен длиться.